Новости

Новости

Что нужно знать для успешной продажи квартиры

Семь простых шагов, которые помогут подготовить жилье к быстрой реализации

Продать квартиру в 2016 году — непростая задача. Рынок «играет» на стороне покупателя, в риелторских агентствах цены снижаются, а покупатели становятся все более разборчивыми. Резких изменений в ситуации никто не ожидает, потому покупатель не спешит, смотрит варианты, торгуется, ждет появления в продаже объектов, которые на 100% отвечали бы всем его ожиданиям — вплоть до вида из окна.

Если до кризиса 2014–2015 годов средний срок совершения, то теперь процесс выбора затягивается на несколько месяцев. Собственники, не идущие на уступки, сталкиваются с простоем квартир. Увеличение сроков экспозиции в 2015 и 2016 годах связано с большим предложением квартир на рынке и высокой конкуренцией среди собственников.

Рекомендуем семь простых шагов, которые помогут подготовить квартиру к оперативной продаже и не сильно потерять в деньгах. Разумеется, выполнение всех этих инструкций не гарантирует продажу квартиры — но способно повысить привлекательность объекта в глазах покупателя и, возможно, ускорить проведение сделки.

Шаг № 1: собрать правоустанавливающие документы

Первый шаг — отыскать правоустанавливающие документы на жилье. Это может показаться очевидным, однако отсутствие таких документов существенно осложнит задачу. К правоустанавливающим документам, как правило, относятся договор купли-продажи, мены, дарения, судебные решения о признании за владельцем квартиры права собственности, акты ввода объекта в эксплуатацию, утвержденные органами государственной власти, свидетельства о праве на наследство, выданные нотариусом; справки о полной выплате пая в кооперативе.

Если нужные бумаги потерялись, их придется восстанавливать — об этом лучше позаботиться до того, как выставлять квартиру на продажу. Собственник вправе получить дубликат либо архивную копию правоустанавливающего документа. Если сделка была нотариально удостоверена, дубликат правоустанавливающего документа можно получить у нотариуса, удостоверившего такую сделку. Как правило, дубликат выдается в течение двух — пяти дней с момента обращения собственника. В случае если сделка была совершена в простой письменной форме, архивную копию документа можно получить в территориальном отделе Росреестра по месту нахождения недвижимости, в архиве органа местного самоуправления либо в Бюро технической инвентаризации (БТИ).

Важное уточнение: упраздненное в июле свидетельство о праве собственности правоустанавливающим документом не считается и для совершения сделки больше не требуется.

Шаг № 2: оформить технический и кадастровый паспорт

Технические документы на квартиру являются документами, относящимися к товару — то есть к квартире, выставленной на продажу, а потому продавец обязан передать покупателю все сопроводительные бумаги вместе с самой недвижимостью. Эта обязанность прописана в пункте 2 статьи 456 Гражданского кодекса России. Таким образом, владельцу жилья придется заранее оформить все документы — даже притом, что технические паспорта с 2008 года потеряли юридическую силу и поэтому для государственной регистрации больше не нужны.

Кадастровый паспорт на объект недвижимости может заказать абсолютно любой человек, даже без доверенности от собственника. Тем не менее самостоятельное оформление этой бумаги позволит сократить время оформления сделки и сразу показать покупателю, что владелец готов предоставить полный пакет документов. Для большей уверенности продавец может сразу сделать много копий кадастровых паспортов, чтобы раздавать их всем потенциальным покупателям — это простое и недорогое решение покажет серьезность намерений. Если сделка ипотечная, то потребуется кадастровый паспорт с экспликацией и поэтажным планом. Копии данных документов покупателю передавать неопасно.

 Сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте, являются открытыми, и их передача опасности не представляет, а вот технический паспорт лучше предоставить только на ознакомление — без передачи копии. Срок действия таких паспортов законом не установлен, однако каждые пять лет необходимо проводить инвентаризацию, по результатам которой в технический и кадастровый паспорта должны вноситься изменения, если таковые имелись за прошедший пятилетний период. Рекомендуется обновить паспорта перед продажей квартиры. Это поможет собственнику убедиться в том, что его квартира стоит на кадастровом учете, а также позволит удостовериться, что нет расхождений между сведениями, содержащимися в БТИ и ЕГРП, — например, в указании адреса объекта или его площади.

Обращаться за кадастровым паспортом нужно в Росреестр. Адреса всех отделений с режимом работы указаны на официальном сайте Росреестра. Необходимое уточнение: в перечне работающих отделений попадаются и закрытые — в этом случае на сайте отмечена дата ликвидации указанного филиала. Для верности перед походом в Росреестр можно позвонить по одному из телефонов, указанных на сайте, и уточнить, работает ли выбранное отделение. При желании документ можно заказать в электронном виде через сайт «Госуслуги» — однако для этого придется проходить длительный процесс регистрации и авторизации на этом сайте. Если продажа квартиры — дело отдаленного будущего, процесс подготовки можно начать с регистрации на «Госуслугах»: в этом случае многие документы можно будет заказать, не выходя из дома.

Шаг № 3: подготовить выписку из домовой книги

Выписка из домовой книги показывает, кто зарегистрирован в квартире на данный момент. Для совершения сделки, это необязательная мера, тем не менее способная выгодно выделить предложение на фоне других лотов: так продавец может показать покупателю, что ему нечего скрывать. Выписка из домовой книги повышает юридическую чистоту сделки, поскольку покупатель должен знать, кто прописан в квартире. Это необходимо в целях исключения возможных рисков оспаривания права собственности покупателя, а также признания сделки недействительной.

Некоторые риелторы, представляющие покупателей, настаивают на предъявлении расширенной выписки из домовой книги. Между тем понятия «расширенной выписки из домовой книги» в законодательстве нет. На практике расширенной выпиской называют документ, который содержит информацию обо всех лицах, когда-либо зарегистрированных на данной жилой площади. Однако, заказав такую выписку, собственник жилого помещения может получить отказ на основании того, что запрашиваемые сведения являются персональными данными и не подлежат разглашению согласно Федеральному закону о персональных данных № 152 от 27 июля 2006 года. В такой ситуации можно рассчитывать только на получение информации о людях, вселенных на жилую площадь за период владения жилым помещением тем лицом, которое запрашивает такие сведения. Выписку из домовой книги, в том числе с расширенными данными, следует получать там, где ведутся и хранятся карточки регистрации и поквартирные карточки. Как правило, это организации, начисляющие плату за жилищно-коммунальные услуги: управляющие компании, товарищества собственников жилья или расчетные центры (РКЦ). Если возникнут затруднения с пониманием, где получить выписку, то за разъяснением можно обратиться в Федеральную миграционную службу в своем регионе.

Шаг № 4: найти квартиру, где можно оформить постоянную регистрацию

Квартиры без зарегистрированных жильцов продаются быстрее. Отсутствие зарегистрированных жильцов избавляет от многих хлопот на сделке: не нужно обговаривать сроки выписки прежних жильцов, а покупателю спокойнее, если квартира физически свободна.

Чтобы не нервировать покупателей, продавец может заранее снять с регистрации всех жильцов, которые проживают в квартире, выставленной на продажу, и зарегистрировать их в другом месте.

Шаг № 5: получить согласие от органов опеки

Один из самых важных и трудоемких шагов — согласие от органов опеки. Такой документ требуется в том случае, если одним из собственников продаваемой квартиры оказывается человек моложе 18 лет. Разрешение органа опеки и попечительства на продажу квартиры или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Из практики такой срок может затянуться до одного месяца — в зависимости от сложности сделки.

Для ребенка необходимо приобрести жилое помещение либо долю в жилом помещении взамен продаваемого — причем его доля в праве собственности не должна уменьшиться, а условия проживания не должны ухудшиться. Для получения соответствующего разрешения законным представителям несовершеннолетнего необходимо обратиться с заявлением в органы опеки и приложить необходимый комплект документов на продаваемое и покупаемое жилье. Как правило, такие сделки совершаются с одновременным приобретением альтернативной жилой площади. Визит в опеку не ограничивается только составлением заявления, инспектор проведет с заявителями собеседование.

Выданное разрешение является бессрочным и не накладывает ограничений на дату совершения сделки. Что касается отказа, то такой вердикт необязательно заблокирует сделку купли-продажи. Отказ должен быть мотивирован. При несогласии, его можно оспорить в судебном порядке.

Шаг № 6: узаконить перепланировки

Самый сложный пункт, который требует отдельного детального разбора. Если вкратце, то государство накладывает множество ограничений на различные варианты перепланировок — чтобы получить официальное разрешение, придется потратить несколько месяцев. Но даже наличие времени не гарантирует легализацию сделанных перепланировок. Есть перепланировки, которые невозможно или практически невозможно узаконить. Например, перенос «мокрой» зоны в другое место — это касается случаев, когда ванную или кухню делают на месте спальни. Также не получится узаконить удаление вентиляционной трубы с целью увеличения площади, присоединение балкона к основной площади (то есть снос части стены) и демонтаж капитальной стены.

Если владелец квартиры нарушил хотя бы одно из требований, то для того чтобы узаконить такую перепланировку, может потребоваться суд, а также месяцы, если не годы, на сбор всевозможных документов. Технически продать квартиру с неузаконенной перепланировкой можно, основная проблема — найти покупателя на такое жилье. Дело в том, что ответственность за нарушения будет лежать на новом владельце помещения, так же как и траты на восстановление объекта в первоначальный вид. Покупателям проще рассмотреть недорогой и ликвидный вариант без нарушений, с которым не будет лишних хлопот.

Так или иначе, если перепланировка уже сделана, а продавать квартиру надо, решением проблемы может стать восстановление прежних стен там, где они были изначально. Несколько подобных случаев есть в нашей практике: продавцам квартиры, чтобы не терять в цене и во времени, было целесообразнее привести жилое помещение в первоначальное состояние — что они и делали.

Шаг № 7: подобрать нотариуса

С июня 2016 года все сделки с жильем, которое находится в долевой собственности нескольких человек, должны удостоверяться у нотариуса. Если раньше договор купли-продажи можно было заключить в простой письменной форме, то теперь такая возможность осталась только у тех, кто владеет недвижимостью единолично. Соответственно, значительной части продавцов придется обращаться в нотариальную контору: будет полезно заранее узнать адрес и часы работы наиболее удобного нотариуса, чтобы заключить сделку максимально быстро.

При нотариальном удостоверении сделки максимальный срок государственной регистрации составляет три рабочих дня. При составлении договора в простой письменной форме — десять рабочих дней с момента приема заявления и документов. Уже год как законом предусмотрена возможность проведения государственной регистрации в электронном виде. При нотариальном удостоверении сделки электронная регистрация занимает один день.

Таким образом, при заблаговременной подготовке квартиру можно будет продать всего за сутки — если, конечно, на руках у продавца уже будут все вышеперечисленные бумаги.